-
льдистое стекло (стекло с эффектом кракле) получают путем погружения заготовки в холодную воду, отчего на поверхности образуется сеть беспорядочных трещин (кракелюр). Затем стекло заново нагревают и выдувают;
-
многослойное стекло: создание многослойного стекла требует от мастера большого опыта. Дутая заготовка или окунается поочередно в несколько разноцветных стеклянных масс, или покрывается цветными слоями с внутренней стороны. Затем слои прошлифовываются, протравливаются или делаются ажурными, похожими на камею;
-
роспись: это самый распространенный вид наружной отделки стеклянной посуды. Ее можно производить холодным способом (непрозрачные краски наносятся на поверхность без последующего обжига) и эмалью с обжигом (эмаль из цветного стекла при этом образует на поверхности изделия прозрачный слой, контрастирующий с основным фоном);
-
глазурь выполняется при помощи только двух металлов – серебра (оно дает желтую глазурь) и меди (получается черная или красная глазурь);
-
золото: одно из наиболее популярных средств декорирования посуды. Тонкая фольга может вплавляться между слоями стекла (межстекольное золочение, популярное в Богемии) или покрывать его снаружи. Возможна также роспись поверхности окисью золота (это более дешевый способ чем фольга, поэтому пользуется особой популярностью);
-
техника “стеклянной пряжи”: на предварительно подготовленную стеклянную форму наматывается нить из стекла другого цвета или другой прозрачности. Узоры из этой нити могут быть разными и образовывать сетку (ретичелльское стекло), прочесанные нити (эффект перьев) или опаловые спирали (филигрань). На острове Мурано в Венеции была разработана еще одна разновидность этой техники – миллефиори (“тысяча цветов”). В стеклянную поверхность заплавляются мелкие стеклянные пластинки или трубочки, образующие цветы (отсюда название). При этом прозрачные пузырьки вдуваются в материал с помощью тонких полых иголок (по принципу шприца), а прозрачные сверкающие нити образует особым образом закачанный в стекломассу воздух;
-
сатинирование (травление): этот способ начали использовать в 1771 году с открытием плавиковой кислоты. Сама кислота делает стекло блестящим, а ее газы – матовым. Травить можно всю поверхность полностью (при этом она остается гладкой и шелковистой) или выборочно (только рисунок);
-
техника матирования: поверхность целиком или только рисунок могут обрабатываться струей острозернистого песка. Получается такой же эффект, как при травлении кислотой, но плоскость становится шершавой, крупнозернистой;
-
гравировка, огранка: хрусталь поддается гравировке и огранке. Гравировка наносится на поверхность с помощью алмаза. Узоры получаются как будто процарапанными и неглубокими. Обычная огранка выполняется с использованием острых алмазных резцов и специальных шлифовальных кругов. Это дает узор, глубоко утопленный в поверхность. Бриллиантовая огранка: на плоскости выделяются ромбики-пирамидки;
-
шлифовка используется для создания круглых и оливковообразных углублений в поверхности. Техника наплавления стеклянных нитей, капелек или кружочков из прозрачного и цветного стекла делает ровную плоскость фактурной;
-
мозаичное стекло: форму для литья заполняют небольшими кусочками разноцветного стекла. Затем форму ставят в печь, и кусочки сплавляются;
-
техника иризации придает стеклу перламутровое сияние. Цвет колеблется от белого прозрачного до красно-золотого. В этой технике сделаны знаменитые художественные стекла TIFFANY.
Техники декорирования стеклянных изделий
Существует большое количество техник внутренней и внешней отделки предметов из стекла: